Что такое мобилизация?

Что такое мобилизация?

Это комплекс мероприятий по переводу государства на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть общей (по всей стране) или частичной (на конкретных территориях).

Когда возможна мобилизация?

Исключительным правом объявить мобилизацию обладает Президент России.
Мобилизация возможна лишь в случаях:

• агрессии против России;

• непосредственной угрозы агрессии;

• возникновении вооруженных конфликтов, направленных против РФ.

Кто подлежит мобилизации?

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, в том числе женщины, имеющие военно-учетную специальность.Граждане, которые также пребывают в запасе, но не призваны по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала различных воинских формирований.Однако граждане призывного возраста (до 27 лет), которым еще только предстоит военная служба или альтернативная гражданская служба, не подлежат мобилизации, поскольку не пребывают в запасе. 

Кто не подлежит призыву по мобилизации?

Граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Кроме того, закон предусматривает различные основания для отсрочки от призыва — в частности, ею могут воспользоваться признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации также может быть предоставлена отдельным гражданам или категориям граждан указом Президента РФ.Некоторые граждане, работающие в органах власти, подлежат бронированию за ними в целях обеспечения их деятельности.

Как происходит призыв по мобилизации?

Решение призывной комиссии по мобилизации о планируемом призыве граждан заблаговременно доводится военным комиссариатом до сведения граждан путем вручения им мобилизационного предписания (пункт 26 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 852).
В случае объявления мобилизации граждане, имеющие мобилизационные предписания, обязаны самостоятельно явиться в указанные в них время и место без каких-либо дополнительных извещений (ст. 21 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Кроме того, о необходимости явки в связи с мобилизацией могут вручаться повестки.
Оповещение граждан осуществляется как по месту жительства, так и по месту работы граждан — закон возлагает на организации обязанность оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.

Можно ли не явиться по повестке?

К уважительным причинам для неявки по повестке относятся (п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
• заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

• тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

• препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

• иные причины, признанные уважительными правоприменительным органом.

Какая предусмотрена ответственность?

Неявка по повестке повлечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей (статья 21.5 КоАП РФ).

Какие еще существуют ограничения в случае мобилизации?

Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без специального разрешения.

Сгорает ли неиспользованный отпуск военнослужащего?

К нам поступает очень много вопросов от военнослужащих по поводу их отпусков. Нас часто спрашивают – копятся ли они. Многие считают, что все неиспользованные отпуска обязаны предоставить при увольнении. Одним словом, сегодня, по традиции, постараемся разобраться в вопросе и развеять мифы. Выясним, что говорит по этому поводу Верховный суд.

Считаем, что информация лучше всего усваивается на наглядном примере, поэтому с него и начнем.

Из материалов дела следует, что при исключении военного в 2019 году из списков личного состава не были предоставлены основные отпуска за 2018 и 2019 гг. Признавая правомерным отказ командования в предоставлении военнослужащему основного отпуска за 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что административный истец рапорт о его предоставлении командованию не подавал, следовательно нет оснований для удовлетворения иска. Военнослужащий, проиграв первую инстанцию, не согласился с таким мнением и обратился в вышестоящую.

Отметим, что для понимания вопроса нам как раз и важны дальнейшие выводы суда.

В соответствии со статьей 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.

В случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска, предусмотренные подпунктами «б» и «г» пункта 15 статьи 31 названного Положения, не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и дополнительных отпусков на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно. При переносе основного и дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.

Предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

А теперь ключевой вывод суда, обратите на него внимание.

Исходя из приведенных правовых норм в случае переноса основного отпуска на следующий год отпуск должен быть предоставлен военнослужащему до окончания этого календарного года. Кроме того, на командование воинских частей возложена обязанность по предоставлению военнослужащим, уволенным с военной службы, основного отпуска до даты исключения из списков личного состава воинской части.

Поскольку основной отпуск в 2018 г. командованием административному истцу не предоставлялся, такой отпуск должен быть перенесен на следующий календарный год и использован до окончания года и исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, вы видите, что нормы военного права по данному вопросу не изменились. Нормативная база четко говорит о том, что основной отпуск может быть предоставлен и использован до конца следующего года.

И это даже несмотря на то, что в целом в гражданском праве, Конституционный суд постановил, что отпуска не должны сгорать и они должны быть предоставлены сотруднику в полном объеме. Но, как вы видите, у военнослужащих пока никаких изменений. Хотя, в свете корректировок в гражданском законодательстве, логично было бы привести подходы по отпускам военным к единому знаменателю. Т.е. в случае, если бы отпуск военным не был предоставлен в некоторых годах, то логично было бы предоставить отпуска в полном объеме перед увольнением. Однако, пока подобных изменений не предвидится и данный случай попал в обзор верховного суда с четкими выводами, что в случае переноса основного отпуска на следующий год он должен быть предоставлен военнослужащему до окончания этого календарного года, а военнослужащим, уволенным с военной службы, командование обязано предоставить основной отпуск до даты исключения из списков личного состава воинской части.

Поэтому, уважаемые военнослужащие, берем эту информацию на вооружение и не верим в мифы о накоплении отпусков, откуда бы они к вам не поступали.

0

Защита чести, достоинства и репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

В процессе решения служебных задач, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественного безопасности, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации нередко сталкиваются не только с непосредственной угрозой жизни и здоровья, но и с фактами дискредитации их чести, достоинства и репутации. С учетом этого, а также в целях повышения эффективности оказания им правовой помощи был издан приказ МВД России от 19 декабря 2018 года № 850 «Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России».

Оказание правовой помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации производится по делам, не связанным с предъявлением каких-либо требований к подразделениям МВД России, по вопросам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности, на основании рапорта на имя руководителя (начальника) подразделения МВД России. К рапорту прилагаются документы (их копии), имеющие значение для правильного и своевременного рассмотрения. При поступлении рапорта руководитель (начальник) подразделения МВД России принимает решение об оказании правовой помощи сотруднику путем дачи поручения подразделениям в соответствии с их компетенцией, соответствующим должностным лицам, которые должны дать оценку сведениям, изложенным в рапорте, и установить наличие в них признаков порочащего характера. По результатам оценки могут быть приняты следующие решения: об оказании правовой помощи, о проведении служебной проверки для установления факта распространения сведений порочащего характера в отношении сотрудника, о направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке и прочее.

Если установлено, что распространенные сведения носят порочащий характер и не соответствуют действительности, защита осуществляется либо опровержением в случае размещения в средствах массовой информации не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений либо в судебном порядке.

В случае решения вопроса в судебном порядке наша Организация оказывает помощь сотрудникам в виде правового консультирования в устной или письменной форме; оказания помощи в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, участия подразделения МВД России в качестве и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора.

Поэтому, если Вы столкнулись с фактами опорочивания Вашей чести, достоинства и репутации как сотрудника органов внутренних дел, обращайтесь к нам, мы защитим Ваши законные интересы!

0

Внеочередное предоставление жилья военным с тремя и более детьми

Многие военнослужащие знают, что законом закреплена социальная гарантия о внеочередном предоставлении жилого помещения, либо субсидии, если в семье 3 и более ребенка. Но не все так просто, как кажется. Сегодня разберем дополнительные условия, при которых военные смогут получить жилье во внеочередном порядке наверняка.

Рассмотрим сегодняшнюю тему для лучшего понимания на конкретном примере.

Военнослужащий, в состав семьи которого помимо супруги входят трое детей, после признания нуждающимся в жилом помещении обратился в жилищный орган с заявлением о внеочередном обеспечении его жильем. Однако получил отказ ввиду того, что на момент решения вопроса о принятии этого военнослужащего на жилищный учет один из сыновей административного истца достиг совершеннолетия.

Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление военнослужащего было удовлетворено в части возложения на начальника жилищного органа Министерства обороны обязанности повторно рассмотреть вопрос о внеочередном обеспечении административного истца жилищной субсидией. Признавая незаконным решение жилищного органа, суд первой инстанции исходил из того, что должностным лицом нарушены основные принципы, установленные семейным законодательством для лиц, имеющих трех и более детей, так как один из детей военного по достижении совершеннолетия не перестал быть его ребенком и совместно с ним проживает.

Апелляционным определением окружного военного суда решение было отменено и по делу принято новое об отказе в удовлетворении указанных требований. Военнослужащий пошел дальше в кассацию.

Теперь давайте для лучшего понимания посмотрим, какие нормы права применил суд и какой сделал вывод.

В соответствии со ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Аналогичная норма содержится и в ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии или компенсации, установленные названным законом, относятся не только несовершеннолетние дети, но и дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Фактически такая жилищная гарантия может быть предоставлена военнослужащему лишь в случае, когда на момент принятия его на жилищный учет его дети не достигли совершеннолетия, либо имеются другие установленные законом основания для внеочередного обеспечения военнослужащего жильем.

Простыми словами, главная позиция суда на текущий момент следующая: право военнослужащего, имеющего трех и более детей, на внеочередное предоставление жилого помещения может быть реализовано в случае, если на момент решения вопроса о принятии этого военнослужащего на жилищный учет его дети не достигли совершеннолетия. То есть, если на момент признания нуждающимся один из детей достиг совершеннолетия, то обеспечение будет осуществляться в обычном порядке, если не имеется других установленных законом оснований для внеочередного обеспечения военнослужащего жильем.

Отметим, что данная позиция попала в основной обзор практики и соответственно будет использоваться, как основная позиция при рассмотрении подобных дел.

0

Вопрос о предоставлении земельного участка ветерану боевых действий

Согласно подпункту 7 статьи 16 Федерального закона  от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах обеспечивается преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, а также первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.

До вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым внесены изменения в Закон о ветеранах, подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.

Таким образом, в действующем законодательстве не предусмотрена норма, закрепляющая право ветерана боевых действий на получение земельного участка.

ОДНАКО, согласно части 1 статьи 9 Закона о ветеранах реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

1 2 3